11.12.09

На пути из кризиса:Транспортно-логистическая отрасль нуждается в реформировании

Можно выделить несколько серьезных проблем продвижения логистических услуг в России. В их числе — острая нехватка современных складских терминалов. Бизнес требует интенсивного оборота складских запасов и оперативного исполнения заказов. Для этого логистическая система должна быть гибкой. Возможно, в условиях конкуренции многие склады общего пользования объединятся в партнерства или ассоциации, которые позволят клиентам получать полный набор услуг — от обработки заказов до их исполнения и окончательной поставки продукции.

Проблемой является и несогласованность работы железнодорожного, автомобильного и морского транспорта, а также портов. В транспортных узлах отсутствует организационная структура по обеспечению синхронного взаимодействия всех участников транспортировки и переработки грузов.

Основными факторами, снижающими логистический потенциал России на мировом рынке транспортных услуг, являются как административные барьеры, так и существующая тарифная политика, в чем не всегда стоит винить государственные структуры. Следует обратить внимание на стоимость перевозки, погрузки, фрахта, работы экспедиторов и так далее. Имеют место факты, когда при снижении тарифов на транспортные услуги, коммерческие компании одновременно увеличивают размер дополнительных сборов за данные услуги. Сейчас Министерство транспорта не является органом, устанавливающим единые правила игры на рынке данных услуг.

Проблемой представляется и непрозрачность рынка, что тоже зависит от позиции его участников. Существенная доля перевозок по-прежнему выполняется в «тени», где нет налогов и, соответственно, обоснованных цен на услуги, где нет нормального обслуживания техники и, само собой, безопасности и надежности доставки грузов.

Вездесущая «тень» консервирует неэффективность транспортного бизнеса. По мнению специалистов, производительность российского транспорта в 2,5–3 раза ниже, чем в европейских странах. Это грозит тем, что в ожидании вступления России в ВТО клиентура просто откажется от услуг отечественных операторов.

Для исправления ситуации имеет смысл обратить внимание на то, как формируется правовое поле в транспортной отрасли в странах Евросоюза. Каждый перевозчик должен подтвердить свою способность отвечать деньгами за проблемы, которые могут возникнуть у него в случае утраты груза, задержки или аварии. Второе обязательное требование — профессиональная компетентность. На рынок допускаются только те, кто может гарантированно и качественно обслуживать грузовладельцев. При этом законодательно установленный уровень профессиональной подготовки значительно выше российских требований. Соответствующие ведомства внимательно отслеживают, как работает перевозчик. В случае нарушений лицензия отзывается на определенный срок или навсегда.

Проблему реализации транспортных возможностей России в области логистики можно решить за счет унификации системы перевозочных правил, связанных с проведением пограничного, таможенного, фитосанитарного и других видов контроля. "РБК Daily"