Таможня догоняет старые авто
ПЕРЕГОНЩИКОВ ПОДЕРЖАННЫХ ИНОМАРОК АРЕСТОВЫВАЮТ НОВЫЕ КВАРТИРЫ
ЗАКОН И БИЗНЕС В Калининграде у здания таможенного управления бунтуют автоперегонщики. После того как Северо-Западное таможенное управление предъявило владельцам автомобилей требования по выплате дополнительных платежей за ввезенные ими иномарки, им приходят фантастические суммы - до ста миллионов рублей. Перегонщики в шоке: "Откуда у нас такие деньги? Нас путают с олигархами?"
- Да хоть двадцать машин пригоняйте, оформляйте на себя и ставьте в свой гараж, к вам не будет никаких претензий, - поясняет и.о. начальника СЗТУ Дмитрий Чемакин. - Но в большинстве случаев автомобили, в отношении которых ведется проверка, были в один день завезены в Калининградскую область, поставлены на учет, сняты с него и отправлены в другие регионы страны. А товар, ввезенный с коммерческими целями, облагается совершенно иными, гораздо большими платежами. Ненормально, когда под видом личных нужд ввозится 30, 70, 180 машин.
Первыми из представителей малого и среднего бизнеса от новой редакции закона об Особой экономической зоне в Калининграде пострадали дальнобойщики. Работа международных автоперевозчиков была парализована таможней, которая задерживала грузовики с калининградской регистрацией. Тысячи машин задержаны на границе в разных регионах. Новый закон, вступивший в силу 1 апреля 2006 года, ужесточил положения об ОЭЗ и усложнил работу 10 тыс. грузовиков: отныне машины, приписанные к льготному региону, не имеют права пересекать госграницу России в ином месте, кроме Калининградской области. В результате российский транспортный бизнес уходит с международного рынка, теряя заработанные тяжелым трудом позиции. Дальнобойщики протестуют, перекрывая автодороги, привлекая внимание к своей беде. Об этом "Труд" уже рассказывал ("Наши деньги", 1.03.2007).
Теперь настали черные дни для перегонщиков легковых автомобилей. Их обвиняют в том, что иномарки они использовали вовсе не для личных целей, а для коммерческой деятельности. "Тогда докажите факт коммерческой деятельности, покажите полученную прибыль, а потом и взыскивайте", - требуют перегонщики. Участники спора встречаются в суде, а кое-кто уже и получил на руки решение - как правило, в пользу таможенных органов.
- Порядок налогообложения товаров, ввозимых для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, отличен от порядка уплаты налогов в рамках предпринимательской деятельности, - внушает спорщикам таможня. Однако прежде таможенники явно закрывали на это глаза, принимая решения только на основе заявлений самих автовладельцев. А те в свою очередь ввозили десятки иномарок в год, не подозревая, что на их шее медленно затягивается петля. В число пострадавших от действий таможенников попало около тысячи человек.
- Эх, надо было оформлять на ЧП или ООО! - сокрушаются труженики автобизнеса, ожидая выхода инициативной группы, которая пошла навстречу с руководителями таможни.
- Голова! Если оформлять ООО и ЧП, то и налоги совсем другие будут, подержанные иномарки будут на 3-4 тысячи евро дороже. Ставки на ввоз подержанных иномарок для юридических лиц в два раза больше, чем для "физиков", - нервно курят у входа в таможню знатоки законов.
Свой протест перегонщики выразили на митинге. У здания таможни собралось более двухсот калининградцев с транспарантами. По мнению автомобилистов, таможенники незаконно выставили им требования по доплате таможенных платежей. Все таможенные процедуры были выполнены в полном объеме, уплачен единый таможенный платеж по упрощенной схеме, а ввезенные иномарки выпущены в свободное обращение. Значит, автовладельцы вправе делать с ними все что захотят. В том числе и продавать. Позиция таможенников однозначна: продавать иномарки перегонщики не имели права, поскольку это уже коммерческая деятельность; соответственно и цель ввоза автомобиля тоже коммерческая. Следовательно, платить надо по полной схеме (и пошлину, и НДС). А это намного дороже.
Митинг закончился в кабинете начальника таможни, но к общему мнению спорщики так и не пришли.
- Почему Калининградское отделение Северо-Западного таможенного управления предъявило эти счета именно теперь? Ведь калининградские мужики не один год промышляют перегонкой иномарок.
- Потому что с 1 апреля 2006 года в регионе действует новый вариант закона об ОЭЗ, - поясняет руководитель пресс-службы КО СЗТУ Лилия Танюк. - Вот мы и требуем платежи по результатам проверки деятельности автоперегонщиков за истекший год.
На востоке области, поближе к границе, ситуация особенно острая. Нестеровские судебные приставы наложили арест на квартиры, машины и прочее имущество тех, кто ввозил в регион подержанные иномарки, а на границы разосланы списки должников. Напуганные перегонщики спешно нанимают адвокатов, пишут письма губернатору и президенту и собираются выходить на митинг уже к стенам областного правительства.
Смирнова Ирина соб.корр. "Труда"