Ведомственное обжалование просто и оперативно решает спорные вопросы
Кингисеппская таможня информирует, что действующим законодательством предусмотрено право любого лица обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела в том случае, если, по мнению лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации, либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
Таможенным законодательством не предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц. Участники ВЭД имеют право обратиться за разрешением спорной ситуации в суд.
Вместе с тем, следует отметить ряд преимуществ досудебного обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц.
Во-первых, сроки досудебного разбирательства значительно короче судебного рассмотрения. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу. Возможно продление срока рассмотрения жалобы, но не более чем на один месяц, о чем сообщается лицу, подавшему эту жалобу, в письменной форме с указанием причин продления. В свою очередь, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок рассмотрения, который может быть продлен до шести месяцев. Также следует учитывать сроки рассмотрения судебных дел в апелляционной и кассационной инстанциях судов.
Во-вторых, жалоба, поданная в таможенный орган, рассматривается в отсутствие лица, в то время как разбирательство в суде требует личного присутствия при рассмотрении дела, что приводит к дополнительным временным, трудовым и финансовым затратам, особенно при нахождении заявителя в населенном пункте, отличном от места нахождения таможенного органа, рассматривающего жалобу.
В-третьих, подача жалобы в вышестоящий таможенный орган не облагается государственной пошлиной, в то время как при обращении в суд возникает необходимость оплаты государственной пошлины и судебных издержек.
В-четвертых, решение таможенного органа по жалобе вступает в силу немедленно после его вынесения, и у заявителя сохраняется право последующего обжалования решения таможенного органа или его должностного лица в судебном порядке.
Кроме того, в соответствии со статьей 263 Федерального закона от 3 сентября 2018 года № 289-ФЗ вышестоящий таможенный орган при наличии поводов вправе провести ведомственный контроль решений, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа. Проведение ведомственного контроля осуществляется таможенными органами в связи с наличием поводов. К поводам для проведения ведомственного контроля относится, в том числе, обращения граждан и организаций в таможенные органы. В случае выявления по результатам ведомственного контроля не соответствующего требованиям международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании решения нижестоящего таможенного органа вышестоящий таможенный орган обязан отменить полностью или частично такое решение.
Учитывая вышеизложенное, преимуществами внесудебного порядка обжалования (ведомственного обжалования) являются его простота, оперативность рассмотрения, возможность определить позицию вышестоящего таможенного органа, что при отрицательном результате позволит лицу, подавшему жалобу, подготовиться к судебному рассмотрению спора.
Пресс-служба СЗТУ