10.07.08

Через государственную границу в СФО не пропущено более 4 тысяч человек

10 июля прошло очередное совместное координационное совещание Регионального пограничного управления ФСБ России по СФО (РПУ ФСБ России по СФО) и Сибирского таможенного управления ФТС России (СТУ) по итогам взаимодействия служб в 1 полугодии 2008 года. В данном совещании, которое традиционно проводилось в видеорежиме, приняли участие представители пограничной и таможенной служб со всего Сибирского региона, а также заместитель начальника департамента по обеспечению взаимодействия в сфере обороны и безопасности Аппарата полномочного представителя Президента РФ в СФО Александр Хрыкин.

Открывая заседание, исполняющий обязанности первого заместителя начальника СТУ по таможенному контролю Сергей Панкратов отметил, что с каждым годом актуальность таких совещаний между двумя службами возрастает, в целом все запланированные мероприятия и поставленные задачи выполняются.

В том числе во исполнение пунктов Решений совместных координационных совещаний двух служб, принятых ранее, организован ежедневный обмен между таможенниками и пограничниками информацией о результатах сканирования грузов с помощью мобильных инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), перемещаемых транспортными средствами через государственную границу РФ в автомобильных пунктах пропуска. Напомним, что ИДК введены в регионе деятельности Алтайской, Забайкальской, Наушкинской, Новосибирской и Омской таможен. В автомобильных пунктах пропуска, не оснащенных ИДК, продолжается практика проведения совместных досмотров грузовых транспортных средств. По мнению Сергея Панкратова основными проблемными вопросами, которые необходимо решить в первую очередь, являются:

 обустройство пунктов пропуска;

 усиление контроля за перемещением товаров, транспортных средств и физических лиц в местах пересечения российско-казахстанской и российско-монгольской границы;

 исключение из перечня пунктов пропусков в СФО транзитных, упрощенных пунктов пропуска, которые очень редко или вообще не задействуются. Большинство из них досталось в наследство с Советских времен. Тогда, например, через временные пункты пропуска осуществлялся перегон скота из Монголии, а сегодня это уже экономически не выгодно и не обосновано, поэтому вопрос оптимизации пунктов пропуска стоит очень остро.

Заместитель начальника отдела - начальник отделения охраны государственной границы РПУ ФСБ России по СФО Александр Будьздоровенко в своем выступлении отметил, что главной задачей, стоящей перед двумя службами, является борьба с международным терроризмом и наркобизнесом, противодействие незаконной миграции, распространению оружия массового уничтожения, обеспечение радиационной и экологической безопасности страны.

В тоже время количество пересекающих границу РФ в пунктах пропуска автотранспортных средств и физических лиц ежегодно возрастает, что требует от двух служб четкой и слаженной работы. Так, в 1 полугодии 2008 года количество физических лиц, проследовавших через таможенную границу Российской Федерации, увеличилось относительно аналогичного периода прошлого года на 14,1% и составило почти 3,5 млн. человек (в 1 полугодии 2007 года – 3 054 932 чел.). По данным РПУ ФСБ России по СФО за 1 полугодие 2008 года выявлено лиц с недействительными документами - более 4,5 тысяч человек, через государственную границу не пропущено более 4 тысяч человек.

На совещании не раз звучало, что если в автомобильных пунктах пропуска (АПП) работа пограничников и таможенников отлажена, то на железнодорожных пунктах пропуска (ЖДПП) возникает много проблем, не достаточно условий для выполнения качественного пограничного и таможенного обеспечения, особенно в поездах, прибывающих из Среднеазиатских республик, обусловленных следующими факторами:

- попытки провоза в пассажирских вагонах коммерческих партий товаров с сокрытием от таможенного контроля;

- сверхнормативная «перенаселенность» плацкартных вагонов;

- увеличение в летнее время числа вагонов в поездах в 2 раза при неизменном времени стоянки в пункте пропуска;

- одновременное прибытие в пункты пропуска нескольких международных поездов.

Как следствие нередко происходят задержки международных пассажирских поездов на пограничных станциях.

В целях решения вышеуказанных проблем СТУ совместно с РПУ ФСБ России по СФО будет организовано совместное совещание с Западно-Сибирской железной дорогой филиалом ОАО «РЖД».

Заслушав и обсудив доклады участников совместного координационного совещания, было принято решение:

- провести в августе 2008 года совещание руководящего и оперативного состава пограничных управлений и таможен СТУ по субъектам Российской Федерации, на которых обсудить меры по недопущению расширения масштабов деятельности на путях международного сообщения трансграничных преступных группировок, пытающихся создать каналы нелегальной миграции, наркотрафика, контрабанды оружия, боеприпасов, товаров и грузов с использованием железнодорожного транспорта;

- провести по итогам 2008 года координационное видеосовещание с представителями РПУ ФСБ России по СФО и СТУ декабрь 2008 года;

- в целях организации работы по оптимизации количества пунктов пропуска через Государственную границу РФ в Сибирском федеральном округе, подготовить совместно с РПУ ФСБ России письмо в ФТС России и ПС ФСБ России о сокращении количества пунктов пропуска, в которых длительное время не осуществляется международное сообщение и не производится пограничный и таможенный контроль;

- направить в Аппарат полномочного представителя Президента РФ в СФО Решение совместного координационного совещания руководящего состава СТУ и РПУ ФСБ России по СФО от 10 июля 2008 года.

Для справки: Под совместным контролем Сибирского таможенного управления и Регионального пограничного управления ФСБ России по СФО находится более трети всей российско-казахстанской границы (около 2 700 км), почти 3 500 км российско-монгольской и 1 586 км российско-китайской границы, а также 4 164 км внешней границы с нейтральными водами по Карскому морю и морю Лаптевых.

Общая протяженность таможенной границы в Сибирском федеральном округе составляет почти 12 000 км. Протяженность сухопутной границы со странами дальнего зарубежья составляет 59%, со странами СНГ – 28% от общей протяженности сухопутной границы РФ (наибольший показатель среди всех региональных таможенных управлений ФТС России).

В состав Сибирского таможенного управления входят 18 таможен (включая 2 оперативные таможни), 78 таможенных постов, 73 пункта пропуска (51 автомобильный, 11 железнодорожных, 10 воздушных, 1 речной).

Пресс-служба СТУ 10.07.08