11.01.05

Деньги за границу

Вопрос:
Расскажите, пожалуйста, как и на основе каких документов можно переводить и перевозить деньги за границу? Какие ограничения по этой операции существуют?

К. СМОЛЯКОВ

Ответ:
Валютный режим немного ослабВступление в силу Федерального закона О валютном регулировании и валютном контроле ознаменовало собой серьезный шаг на пути либерализации валютного режима. Исторически сложилось, и не только в России, что свободное движение капитала всегда шло несколько позади развития иных свобод. Отказ от валютных ограничений и в настоящее время не могут позволить себе большинство западных стран, в первую очередь по причине нестабильности на финансовых рынках.

Государства стремятся сохранить контроль за перемещением капитала, защититься от правонарушителей, что свидетельствует о значении для них этой сферы. Даже значительно продвинувшиеся в этом направлении страны Европейского Союза имеют достаточные ограничения. В статье названного закона, в частности, говорится, что не допускается установление валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. До вступления в силу этого закона валютные операции, связанные с движением капитала, осуществлялись в порядке, установленном Центральным банком, который требовал получения разрешения на проведение таких операций в большинстве случаев. Вопрос о либерализации валютного режима в последние годы был одним из самых острых в данной сфере, имел сторонников и не меньше противников. Доводов за и против достаточно. Это и внешний долг, и острейшая потребность в инвестициях, и др. Правила, регулирующие инвестиционную деятельность и финансы, сложны и довольно часто ограничивают движение капитала. Так что новшества законодательства о либерализации валютного режима явились важным шагом не только для российских резидентов, но и для других стран, осуществляющих внешнюю торговлю с Россией. Закон обеспечивает возможность реализации единой государственной валютной политики, устойчивости российской валюты и внутреннего валютного рынка, что является прогрессивным фактором развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Статья 3 закона сформулировала основные принципы валютного регулирования и валютного контроля, такие, как приоритет экономических мер в реализации государственной политики, исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции и обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов, единство внешней и внутренней валютной политики, системы валютного регулирования и валютного контроля. Одним из новшеств является введение возможности для резидентов открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экоґномического сотрудничества и разґвития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), членом которой является Россия. Это означает, что иностранные банки могут бороться за клиентов из России. Нововведение согласно части 2 статьи 26 в отношении порядка, открытия и использования счетов юридических лиц резидентов в банках за пределами территории России вступает в силу с 18 июня 2005 года. До этого времени действует порядок, установленный статьями 5, 6 Закона РФ от 9 октября 1992 года О валютном регулировании и валютном контроле .

Закон устанавливает требование о репатриации и продаже обязательной части валютной выручки в размере 30% (по решению ЦБ может быть установлен иной размер, но не свыше 30%). Требование об обязательной продаже согласно пункту 3 статьи 26 действует до 1 января 2007 года. В остальных случаях правила открытия счетов в банках за пределами Российской Федерации устанавливает Центральный банк. При ввозе в Россию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме ограничения отсутствуют как для резидентов, так и для нерезидентов при условии соблюдения таможенного законодательства.

Физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из России иностранную валюту, внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные или переведенные в страну с соблюдением требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод. При единовременном вывозе из России физическими лицами (резидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты установлены следующие требования: не подлежит декларированию наличная иностранная валюта в сумме, не превышающей в эквиваленте 3000 долларов США; не требуется представление документов о ввозе, пересылке или переводе в Россию ранее наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США. Единовременный вывоз наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, когда ввоз ее в Росси ю был осуществлен при соблюдении требований таможенного законодательства и в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе. В иных случаях при вывозе иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме обязательна подача письменной декларации таможенному органу в порядке, который устанавливается правительством РФ.

Для физических лиц резидентов в соответствии с законом, указанием Центрального банка РФ от 30 марта 2004 года 1412-У установлено, что при осуществлении валютных операций сумма, которая может быть переведена из России без открытия банковского счета в уполномоченном банке, не превышает в эквиваленте 5000 долларов США (определяется по официальному курсу иностранных валют к рублю, установленному ЦБ России на дату поручения уполномоченному банку на осуществление указанного перевода). При этом общая сумма переводов физического лица резидента без открытия банковского счета через уполномоченный банк или его филиал не должна превышать сумму 5000 долларов в течение одного операционного дня. В обменных пунктах можно покупать и продавать дорожные чеки и иностранные деньги без предъявления паспорта, что представляет хоть невеликие, но всетаки удобства для граждан. Безусловно, закон, о котором идет речь, имеет более глубокую и конкретную детализацию правил совершения валютных операций и валютного контроля, устанавливает валютные ограничения, более качественно регулирует валютные отношения. И все же он имеет либеральную и противокоррупционную направленность.

В нем в большей степени закреплены гарантированные Конституцией РФ права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной деятельности. Именно осуществлению беспрепятственной экономической деятельности, свободе предпринимательства и цивилизованному регулированию валютных отношений служит новый закон, эффективное применение которого на практике позволит расширить доступ хозяйствующих субъектов к иностранным кредитам, привлечет инвестиции в отечественную экономику.

"Виртуальная таможня" по материалам газеты "Вечерний Петербург"