13.01.11

Федеральная таможенная служба в 2010 году: цифры и факты

1. В новых экономических условиях 2010 года выполнено годовое задание по сбору таможенных платежей

Как сообщила Пресс-служба ФТС РФ, таможенные органы выполнили контрольный показатель по перечислениям в бюджет 20 декабря. На этот день было собрано 4 трлн. 115,46 млрд. рублей. (На 2010 год прогнозируемая сумма доходов бюджета, администрируемых таможенными органами, была установлена в размере 4 трлн. 097,31 млрд. рублей.)

ФТС России проводила системную целенаправленную работу по обеспечению достоверного декларирования, осуществлению контроля таможенной стоимости, применению системы управления рисками, использованию форм контроля после выпуска товара (постаудита) в сочетании с правоохранительной деятельностью. Сбор таможенных платежей был обеспечен таможенными органами, в том числе, за счет эффективно организованного администрирования импорта, в частности – по таким импортным составляющим, как НДС, ввозные таможенные пошлины, акцизы и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

Каждый таможенник в 2010 году обеспечил поступление в федеральный бюджет 62,3 млн. рублей. Ежедневно в федеральный бюджет поступало таможенных платежей в среднем 17,1 млрд. рублей.

2. Обеспечен переход на применение таможенного законодательства Таможенного союза

Важнейшим событием 2010 года явились интеграционные процессы на пространстве России, Беларуси и Казахстана. В течение года осуществлялась непрерывная работа по разработке таможенного законодательства Таможенного союза, включая Таможенный кодекс Таможенного союза, международные соглашения и решения Комиссии Таможенного союза.

1 января 2010 года в рамках ЕврАзЭС были введены единые меры нетарифного регулирования. 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза – основополагающий документ, регулирующий таможенные правоотношения в Таможенном союзе. 29 декабря 2010 года вступил в силу Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Таможенный союз начал работать в условиях, когда подготовка нормативной базы еще не полностью завершилась. ФТС России предприняла комплекс мер для плавного перехода на новое законодательство. Предпринятые организационные меры и многосторонняя разъяснительная работа обеспечили бесперебойный переход на применение нового законодательства. С целью оперативного решения проблемных вопросов, возникавших в работе таможенных органов, и оказания помощи сотрудникам был создан Ситуационно-консультационный центр ФТС России. Издание ряда писем ФТС России обеспечило единообразное применение норм законодательства с учетом особенностей технологического характера, связанных с новыми правилами перемещения товаров внутри Таможенного союза и через пределы таможенной территории Таможенного союза.

Особую роль в информировании участников ВЭД сыграла «горячая линия», организованная в ФТС России с 1 июля по 30 сентября 2010 года на всех уровнях – центральный аппарат, региональные таможенные управления, таможни. Горячая линия позволила участникам ВЭД лично задать специалистам профильных таможенных подразделений любые вопросы, связанные с функционированием Таможенного союза. Только за первый месяц работы на телефоны «горячих линий» таможенных органов поступило свыше 9500 звонков, из них более половины (около 4900) - на телефон ФТС России. Всего поступило свыше 15 тысяч звонков. Благодаря подразделу «Вопрос-ответ» на Интернет-сайте ФТС России участники ВЭД оперативно получали квалифицированные разъяснения. Большую помощь в информировании участников ВЭД оказали средства массовой информации, в том числе региональные и местные.

В таможенных органах было проведено обучение должностных лиц работе в условиях изменившегося таможенного законодательства; в итоговом тестировании приняли участие свыше 35 тысяч таможенников.

С учетом практики применения ТК ТС, проводилась также работа по совершенствованию таможенного законодательства Таможенного союза, обобщение предложений таможенных органов по внесению изменений в ТК ТС, международные соглашения и решения Комиссии Таможенного союза.

3. Упрощены таможенные процедуры

ТК ТС полностью опирается на нормы Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции). ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» соответствует современным тенденциям развития таможенного дела. Он упрощает экспорт высокотехнологичных товаров и оптимизирует таможенные операции. Ряд его положений направлен на стимулирование инновационной активности российских предприятий. Таможенное законодательство сочетает интересы бизнеса и эффективную систему государственного контроля.

В частности, минимизированы сроки совершения таможенных операций: при выпуске товара - до 2 дней (с 3-х), при экспорте товара, когда не требуется уплата пошлин, – до 4 часов. ГТД регистрируется в течение 2 часов, транзитная декларация - 1 час.

ТК ТС предусматривает новый вид деятельности в сфере таможенного дела - уполномоченный экономический оператор. Уполномоченный экономический оператор, включенный в соответствующий реестр, сможет применять специальные упрощения, предусматривающие временное хранение товаров на своих складах (открытых площадках, иных территориях), выпуск товаров до подачи таможенной декларации, проведение отдельных таможенных операций, связанных с выпуском товаров, непосредственно на складах (открытых площадках, иных территориях) уполномоченного экономического оператора.

Созданы условия для перехода юридических лиц, оказывающих услуги в области таможенного дела, на работу в условиях изменившегося законодательства. Установлены взвешенные критерии при их исключении из реестров. В частности, при исключении из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, в связи с совершением ими административных правонарушений будет учитываться размер административного штрафа, который отражает тяжесть совершенных правонарушений. Конкретизированы требования к обустройству, оборудованию и месторасположению складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли.

Упрощен экспорт несырьевых товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами. Упрощения включают сокращенный перечень предоставляемых документов и сведений, которые подлежат заявлению таможенным органам. При этом таможенная стоимость не определяется, не заявляется и не подтверждается. Для соблюдения 4-часового срока выпуска в отношении несырьевого экспорта, не облагаемого вывозными таможенными пошлинами, в таможенных органах были проведены мероприятия организационно-распорядительного характера.

Упрощен порядок временного ввоза (допуска) и временного вывоза коммерческих и научных образцов. Если их стоимость не превышает 300 тысяч рублей, по желанию декларанта они могут декларироваться в упрощенном порядке с применением в качестве таможенной декларации письменного заявления организации – получателя либо отправителя.

Для реализации приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ развития промышленности требуется ввоз технологического оборудования и соответствующего сырья. Как известно, правительство проводит политику стимулирования ввоза оборудования: на отдельные виды технологического оборудования снижены ставки ввозных таможенных пошлин (или установлены «нулевые» ставки), а технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в России, освобождено от обложения НДС. Со своей стороны, ФТС России упростила порядок перемещения высокотехнологичного оборудования и выдачи классификационных решений на такие товары, которые могут поступать в разобранном виде в течение полугода и более. За 11 месяцев 2010 года было принято 438 классификационных решений, которые послужат развитию отечественной промышленности.

В ТК ТС предусмотрено, что могут устанавливаться особенности декларирования товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде (также в некомплектном или незавершенном). В ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» включены статьи, определяющие особенности декларирования таких товаров (предусмотрен условный выпуск компонентов), а также порядок принятия решения о классификации, изменении, прекращения действия, а также о представлении дополнительной информации. Для удобства участников ВЭД подготовлена инструкция, как классифицировать в соответствии с ТН ВЭД ТС товары, поставляемые в виде компонентов, и каковы при этом особенности заполнения ГТД.

4. Электронное декларирование, в том числе через Интернет, превысило 50-процентный рубеж

Внедрение интернет-технологии при электронном представлении сведений – одна из приоритетных задач таможенных органов в 2010 году. С 2014 года предусмотрен полный переход на безбумажный оборот и технологию представления в электронном виде таможенной декларации и документов, на основании которых она заполнена.

Сегодня 100% таможенных постов, принимающих декларации, готовы к работе по технологии электронного декларирования. Переход на Интернет-декларирование в значительной степени зависит от самих участников ВЭД, от их заинтересованности в применении информационных технологий. Отмечается рост интереса бизнес-сообщества к применению новейших технологий таможенного контроля. Таможенные органы в декабре 2010 года ежедневно оформляли свыше 53,5 % деклараций в электронном виде, в том числе около 51,5 % - с использованием Интернета. Более 30,6 % участников ВЭД использовали интернет-декларирование.

Создана правовая основа для внедрения технологии удаленного выпуска товаров, которая наряду с предварительным информированием и электронным декларированием выводит таможенное администрирование на качественно новый уровень. Основой технологии удаленного выпуска является разделение процесса таможенного контроля на документальный и фактический контроль, которые осуществляют различные таможенные органы. Это позволяет сокращать поток большегрузного автотранспорта, следующего в крупные города, упрощает документооборот, снижает расходы участников ВЭД, уменьшает время проведения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров. В перечень таможенных постов, участвующих в реализации технологии удаленного выпуска, к концу года уже входило 36 внутренних и 27 приграничных таможенных постов.

Для создания системы предварительного информирования таможенных органов ФТС России создан портал «Электронное представление сведений», размещенный по адресу: http://edata.customs.ru/Pages/Default.aspx и позволяющий участникам ВЭД предоставить в электронной форме предварительную информацию о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы РФ. Преимущества такого представления предварительной информации - его доступность, простота в использовании и отсутствие финансовых затрат.

5. Оптимизируется структура таможенных органов, уточняются места их размещения

ФТС России продолжила проведение мероприятий по реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Региональная централизация таможенных органов повышает эффективность борьбы с контрабандой и иными правонарушениями. Освободившиеся штатные единицы и бюджетные средства перераспределяются в таможенные органы на границе и внутри страны. Таможенные органы, оформляющие значительные объемы внешнеторговых грузов, получают дополнительные рабочие ресурсы.

В мае 2010 года к Минераловодской таможне присоединена Ставропольская. В связи с образованием нового федерального округа с 12 июля 2010 года создано Северо-Кавказское таможенное управление и с 20 октября 2010 года – Северо-Кавказская оперативная таможня.

С 1 октября 2010 г. оптимизирована структура таможенных органов в Приволжье: к Нижегородской таможне присоединены Кировская, Марийская и Чувашская, к Пермской таможне – Удмуртская, к Ульяновской – Пензенская и Мордовская.

С 5 октября создана Московская областная таможня, к которой с 20 января 2011 года присоединяется Зеленоградская, Ногинская и Щелковская таможни.

Кроме того, проведены мероприятия по ликвидации 56 и созданию 26 таможенных постов.

За последние годы реорганизована значительная часть таможенных органов. В 2008 году создана Калининградская областная таможня (путем слияния Багратионовской, Калининградской и Неманской), Карельская таможня (путем слияния Костомукшской, Петрозаводской и Сортавальской), Тольяттинская таможня была присоединена к Самарской, создана Московская таможня и ликвидирована Московская северная таможня. В феврале 2009 года реорганизованы таможни Сибири: к Бурятской таможне присоединена Наушкинская, к Новосибирской таможне – Толмачевская. С марта 2009 года реорганизованы таможни Москвы и Московской области: к Щелковской таможне присоединена Московская восточная, Ногинской таможне – Московская южная, к Подольской – Московская западная. С ноября 2009 года к Уссурийской таможне была присоединена Гродековская.

В 2010 году рассмотрено 70 пакетов документов инвесторов на строительство таможенно-логистических терминалов в приграничных регионах; материалы 37 инвесторов признаны соответствующими Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации

6. Продолжено совершенствование таможенного контроля

Унифицированы правила перемещения товара в соответствии с процедурой таможенного транзита по единой таможенной территории Таможенного союза, форма и порядок заполнения транзитной декларации, порядок совершения таможенных операций, деятельность таможенных перевозчиков на единой таможенной территории Таможенного союза. За 11 месяцев 2010 года в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществлен контроль за перевозкой более 2,3 млн. партий товаров. Процент недоставки не превысил 0,01%.

За названный период таможенными органами возбуждено и передано в Росфиннадзор более 11 тысяч дел об административных правонарушениях на сумму более 200 млрд рублей, из которых около 70% в стоимостном выражении составили нарушения, связанные с незаконными валютными операциями, проводимыми на основании поддельных таможенных деклараций. В 2010 году таможенные органы выявили свыше 8 тысяч недействительных документов, представленных для целей таможенного декларирования в части соблюдения запретов и ограничений.

Важную роль в борьбе с контрабандой и другими нарушениями играет техника, позволяющая контролировать провоз товаров. В таможенные органы поставлено 32 единицы досмотровой рентгенотехники, 109 единиц досмотровых средств и средств поиска, 337 технических средств контроля.

Оснащенность пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации стационарными таможенными системами обнаружения делящихся и радиоактивных материалов в 2010 году достигла 96%. Благодаря их использованию в 180 случаях, по согласованию с органами Роспотребнадзора, принималось решение о запрете ввоза в Россию опасных товаров и их возврате в сопредельные государства.

В таможенных органах функционируют 42 мобильных и 9 стационарных инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), которые зарекомендовали себя как эффективный инструмент выявления и предупреждения таможенных правонарушений. В МАПП Озинки (Саратовская таможня) введен в эксплуатацию стационарный ИДК. Проводятся мероприятия по вводу в эксплуатацию еще 6 стационарных ИДК.

С применением ИДК за 10 месяцев проведено 680 тыс. осмотров товаров и транспортных средств. По их результатам возбуждено 1884 дела об административных нарушениях и 30 уголовных дел. В частности, с помощью ИДК за три последних года из незаконного оборота изъято более 1,6 тонн наркотических средств, из которых половина приходилась на долю героина.

С 1 января 2011 года вступают в силу новые формы декларации на товары и транзитной декларации, инструкции о порядке их заполнения, классификаторы, используемые для заполнения таможенных деклараций, а также структуры и форматы электронных копий декларации на товары и транзитной декларации. Это завершает этап формирования единой правовой базы, регулирующей вопросы таможенного декларирования товаров в государствах-членах Таможенного союза.

7. Правоохранительные подразделения таможенных органов эффективно вели борьбу с преступлениями в сфере таможенного дела, в том числе с контрабандой наркотиков

В ходе таможенного контроля лиц, транспортных средств и грузов, следующих через таможенную границу, а также оперативно-розыскных мероприятий, проводимых самостоятельно или во взаимодействии с российскими и зарубежными правоохранительными органами, за 11 месяцев 2010 года возбуждено 3873 уголовных дела. Это на 29% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Снижение показателя обусловлено, прежде всего, либерализацией уголовного законодательства: крупный размер стоимости незаконно перемещаемых через таможенную границу товаров увеличился с 250 тыс. руб. до 1,5 млн. руб. для целей ст.188 УК РФ (контрабанда), крупный и особо крупный размеры неуплаченных таможенных платежей – с 500 тыс. руб. до 1,5 млн. руб. и с 1,5 млн. руб. до 6 млн. руб. для целей ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей), крупный размер невозвращенных из-за границы средств в иностранной валюте – с 5 млн. руб. до 30 млн. руб. для целей стр. 193 УК РФ (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте).

Необходимо отметить профессионализм сотрудников правоохранительных подразделений ФТС России. По результатам оперативно-розыскной деятельности возбуждено 3287 уголовных дел. По фактам контрабанды, совершенной группой лиц, – 234 уголовных дела.

Выявлено незаконно перемещенных товаров и транспортных средств на сумму 10,9 млрд. руб., неуплаченных таможенных платежей – на сумму 487,4 млн. руб., не возвращенных из-за границы средств в иностранной валюте – на сумму 116,3 млрд. руб.

Из незаконного оборота изъято более 14 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе около 280 кг героина, более 143 кг кокаина, 85 кг гашиша, 100 кг марихуаны, 14 тонн травы эфедры. Задержано около 2 тонн прекурсоров.

Проведено 47 оперативно-розыскных мероприятий и международных операций по методу «контролируемая поставка».

С целью укрепления взаимодействия на постсоветском пространстве в 2010 году велась активная работа в рамках Комитета глав правоохранительных подразделений таможенных служб СНГ, который координирует действия таможенных органов по борьбе с контрабандой на пространстве СНГ. Правоохранительные подразделения таможенных органов приняли участие в подготовке и проведении 12 совместных международных операций по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков и иных предметов контрабанды.

ФТС России активно развивает взаимодействие с зарубежными правоохранительными органами, в том числе с таможенными службами государств – членов Таможенного союза. Ее правоохранительные подразделения осуществляют взаимодействие с Интерполом, Европолом и другими международными организациями, а также с полицейскими структурами стран Западной, Центральной и Восточной Европы.

8. Защита интеллектуальной собственности: таможня лидирует в рейтинге доверия правообладателей

В 2010 году удалось решить ключевые вопросы по защите прав интеллектуальной собственности в Таможенном союзе. Подписанное в декабре 2010 года межправительственное соглашение о единых принципах защиты прав интеллектуальной собственности в Таможенном союзе стало этапным результатом на пути создания Единого экономического пространства.

В ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» введены нормы, позволяющие таможенным органам приостанавливать выпуск товаров имеющих признаки контрафактных без заявления правообладателей (полномочия «ex-officio»).

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, 45% правообладателей считают, что среди государственных структур таможенные органы наиболее эффективно пресекают потоки контрафакта, 21% отдали предпочтение ФАС, 13% - специальным подразделениям МВД. За три квартала 2010 года таможенные органы возбудили 836 дел об административных правонарушениях, связанных с перемещением через таможенную границу РФ товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и имеющих признаки контрафактных (826 дел по статье 14.10 КоАП РФ, 10 дел по ч.1 статьи 7.12 КоАП РФ). При этом выявлено 8,6 млн. единиц контрафактной продукции.

В проведенном в 2010 году исследовании Высшей школы экономики «Изменение масштабов и форм борьбы с контрафактной продукцией на российском рынке потребительских товаров» подчеркивается, что таможенный реестр по-прежнему является основным инструментом защиты прав на интеллектуальную собственность. В декабре 2010 года в таможенном реестре находился 1831 объект интеллектуальной собственности.

Укреплено сотрудничество таможенных органов с представителями правообладателей, органами исполнительной власти, общественными организациями, таможенными администрациями зарубежных стран. На регулярной основе проводятся заседания совместной рабочей группы ФТС России и НП «РусБренд» по защите прав интеллектуальной собственности. Утвержден Регламент информирования Федеральной таможенной службы о фактах получения российскими и зарубежными организациями статуса всемирных партнеров МОК, МПК и маркетинговых партнеров АНО «Оргкомитет «Сочи 2014». В результате сопряжения информационных систем таможенные органы получили доступ к базам данных, ведущимся Роспатентом. Проведены Всероссийский семинар в Благовещенске с участием должностных лиц таможенных органов, Роспатента, МВД России, прокуратуры, судебных и иных органов и представителей правообладателей, а также шесть региональных практических семинаров (Екатеринбург, Санкт-Петербург, Брянск, Кемерово, Нижний Новгород, Астрахань).

23 ноября 2010 года подписан Меморандум между Федеральной таможенной службой и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики об укреплении сотрудничества по защите прав интеллектуальной собственности.

9. Борьба с коррупцией: пресечение и профилактика

Подразделения собственной безопасности таможенных органов играют ключевую роль в выявлении и пресечении преступлений коррупционной направленности в таможенной сфере. В 2010 году 94% уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности возбуждалось по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов. Это один из самых высоких показателей для структур собственной безопасности федеральных органов исполнительной власти.

За одиннадцать месяцев 2010 года по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов возбуждено 361 уголовное дело в отношении 191 должностного лица таможенных органов по преступлениям против интересов государственной службы или совершенных с использованием служебного положения. Из них 307 уголовных дел – в отношении 158 должностных лиц, по преступлениям коррупционной направленности, в том числе 69 дел – по фактам получения взятки. Кроме того, 48 уголовных дел возбуждено в отношении 49 взяткодателей.

В 2010 году возбуждено 4 уголовных дела по ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества или участие в нем). Сотрудники Управления собственной безопасности ФТС России пресекли преступную деятельность группы лиц, в отношении которых в ноябре 2010 года было возбуждено уголовное дело по ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).

Кроме привлечения к уголовной ответственности лиц, преступивших закон, таможенные органы уделяют большое внимание предупреждению правонарушений. Эта работа начинается уже на этапе приема кандидатов на службу в таможенные органы. За 9 месяцев 2010 года подразделения собственной безопасности проверили 13528 кандидатов на службу, из которых 392 отклонено по негативным обстоятельствам, в том числе 31 человек – за связь с криминальными структурами.

Чтобы исключить появление в ведомственных правовых актах норм, создающих условия для вымогательства и взяточничества, подразделения собственной безопасности ведут анализ их проектов и отдельных решений таможенных органов, относящихся к таможенному оформлению и таможенному контролю, на соответствие их действующему законодательству и на коррупциогенность. За три квартала 2010 года проанализировано 43074 проекта нормативных правовых актов и отдельных решений таможенных органов, из них 452 возвращены с замечаниями или не были согласованы.

Проведено 267 заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов в отношении 1060 федеральных гражданских служащих. В итоге выявлено 235 нарушений служебной дисциплины, по которым были проведены служебные проверки.

10. Укрепился международный авторитет ФТС России

В процессе формирования Таможенного союза упрочено взаимодействие ФТС России с таможенными органами Беларуси и Казахстана.

В 2010 году активно развивались также контакты с таможенными службами государств-участников СНГ, особенно – с украинской таможенной службой. Активно осуществлялось взаимодействие с таможенными службами Армении, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана.

Планомерно развивалось сотрудничество с таможенными службами государств дальнего зарубежья, в частности - с Китаем (в области информационного обмена, таможенной статистики, таможенного контроля), а также с Индией, Республикой Корея, Монголией, Таиландом. Со странами Латинской Америки – Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Эквадором – был подписан ряд документов о сотрудничестве.

Осуществлялись контакты с таможенными службами Германии, Латвии, Литвы, Латвии в рамках проектов сотрудничества Россия-ЕС и на двусторонней основе. В пилотном проекте по автоматизированному обмену информацией участвуют 13 стран ЕС.

Повышению уровня взаимодействия с зарубежными таможенными службами способствует работа представителей ФТС России за рубежом. В 2010 году сеть российских представительств была расширена. Приступили к работе в составе российских посольств представители ФТС России в Абхазии, Бразилии, Индии, Корее, Латвии, Турции, Южной Осетии и Японии. Всего ФТС России имеет 17 представительств за рубежом.

VCH.RU ; 13.01.11