Всходы РОСТЭКа
Когда 15 лет назад был подписан указ о создании Российской строительной
таможенной эксплуатационной корпорации (ФГУП "РОСТЭК"), мало кто представлял во
что выльется это начинание. Сегодня структуры РОСТЭКА раскинулись от Балтики до
Сахалина.
Учрежденная для строительства таможенных переходов, эксплуатации и технического
обслуживания объектов таможенной инфраструктуры, организация превратилась, по
словам ее руководителя Александра Повстяного в ведущего игрока на рынке услуг,
участника внешнеэкономической деятельности. В чем причина успехов РОСТЭКа? Не
только в том, что в околотаможенном бизнесе считается выгодным сотрудничать с
государственным холдингом РОСТЭК, учредителем которого является Федеральная
таможенная служба. Весь секрет в логике бизнеса. Чтобы крупной фирме обладать
полной информацией и эффективно управлять своими грузопотоками, требуется
структура, имеющая представительства во всех регионах. В таможенном бизнесе нет
другой организации с такой разветвленной сетью, как РОСТЭК. Ведь, кроме
головного предприятия ФГУП "РОСТЭК" , корпорация включает в себя 46 дочерних
обществ с общим числом работающих около десяти тысяч человек. Вот почему сегодня
эта система востребована как государством в лице ФТС России, так и потребителями
услуг в сфере внешнеэкономической деятельности. И такая стратегия управления
компанией не замедлила дать результаты. Только в минувшем году общая выручка,
полученная предприятиями ФГУП "РОСТЭК" от всех видов деятельности, достигла
почти трех миллиардов рублей.
Среди последних достижений корпорации - сдача в эксплуатацию здания ГНИВЦ ФТС
России площадью 7200 кв. м. В этом списке и сданный недавно многосторонний
автомобильный пункт пропуска (МАПП) "Троебортное". Он находится в Брянской
области, на границе России и Украины и рассчитан на оформление 3 500 автомобилей
в сутки. Пункт оснащен новейшим технологическим оборудованием
инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК) для контроля грузовых машин и
контейнеров.
Сегодня усилия компании концентрируются на создание объектов, включенных в
Федеральную целевую программу по обустройству государственной границы, суть
которой в максимальном приближении таможенных постов к границе. В декабре 2006
года системой предприятий "РОСТЭКа" начато строительство и в 2008 году
предусмотрена сдача в эксплуатацию шести МАПП на российско-украинской границе
(общая пропускная способность -4300 автомобилей в сутки), трех МАПП на
российско-казахстанской границе (2500 автомобилей в сутки), одного МАПП на
российско-литовской границе (500 автомобилей в сутки). Одновременно будет
реконструирован МАПП "Забайкальем (2000 автомобилей в сутки).
Среди участников ВЭД распространено мнение, что работа через "РОСТЭК" удобна по
причине его особенного статуса внутри системы таможенных органов. Но это лишь
отчасти. Как полагает глава "РОСТЭКа" Александр Повстяный, объяснение, следует
искать в комплексности пакета предложений системы предприятий "РОСТЭК" и
добросовестности самого участника ВЭД.
Экспортер или импортер не имеет никаких проблем с таможней при условии, если он
работает добросовестно. Как известно, с начала текущего года ФТС России ввел на
территории нашей страны новую грузовую таможенную и транзитную декларации,
соответствующие стандартам Евросоюза. Все это направлено на обеспечение
благоприятных условий осуществления внешней торговли. Так что добросовестный
участник ВЭД по определению получает режим наибольшего благоприятствования в
любом таможенном подразделении.
Преимущества от деятельности "РОСТЭКа" ощущают на себе и сотрудники таможни.
Более половины получаемой прибыли тратится на реализацию социальных программ
российских таможенных органов.
Однако серьезные задачи, по словам руководителя "РОСТЭКа" Александра Повстяного,
стоят перед корпорацией на ближайшее время. Предстоит завершить формирование
многоотраслевой структуры компании как единого вертикально-интегрированного
холдинга с доминирующим государственным участием в качестве основного
исполнителя государственной программы развития таможенных органов России,
реализуемой ФТС РФ.
Выходит, что, если бы "РОСТЭКа" не было, его следовало бы непременно придумать.
Информационно-аналитическое агентство "Деловой вторник" 26.06.07.